Новости

Смерть и жизнь креативных пространств Санкт-Петербурга. Исследование Лаборатории качества городской жизни Института дизайна и урбанистики

В исследовании-оммаже Джейн Джекобс рассматриваются рождение и исчезновение творческих пространств Санкт-Петербурга. Динамика креативных пространств — показатель развития креативной экономики и креативного капитала города. Как долго живут креативные кластеры Петербурга? Какие виды креативных пространств умирают быстрее? На какие годы приходятся пики рождения и смерти креативных мест? Сотрудники Лаборатории качества городской жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО провели исследование и на основании данных о 183 креативных пространствах Петербурга создали интерактивные карты. Полная интерактивная версия доступна по ссылке.


Арт-центр «Пушкинская 10» и арт-центр «Борей» стали первопроходцами в организации креатива Санкт-Петербурга в 1989 и 1991 годах соответственно. После перерыва в 10 лет следует робкое точечное появление новых экспериментаторов. С 2000 года появление креативных пространств начинает набирать обороты. С 2013 года по сегодняшний день, кроме 2016 года, ежегодно открывалось около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей. Географически, креативное освоение Петербурга началось из центра города в конце 80-х, в конце 90-х перекинулось на Петроградку, с 2000-х распространяется на Васильевский остров, территории «серого пояса» и удаленные от центра районы.


Средняя продолжительность жизни «смертников» (пространств, которые прекратили свое существование) составляет 3 года. Продолжительность жизни пространств, которые не закрыты, разнится в зависимости от их вида. Одна из самых давних историй развития — у арт-галерей, средняя продолжительность жизнь которых 5 лет. Популярные в Петербурге анти-кафе в среднем живут уже по 3,9 лет, в то время как схожие по назначению, но более свежие коворкинги — 2 года. Среди ныне здравствующих креативных кластеров средний возраст функционирования — 3,8 года. Среди «долгожителей» лидируют креативные пространства, которые инициированы или поддерживаются бизнесом и управляющими компаниями. В 60% случаев умирают те креативные пространства, которые основаны инициативными группами, не имеющими поддержки бизнеса, государства и не обладающих профессиональными компетенциями управляющих компаний.


Контакты для СМИ:

Александра Ненько, 

кандидат социологических наук, 

руководитель Лаборатории, 

доцент Института дизайна и урбанистики, 

al.nenko@gmail.com

+7 (981) 883 60 94.

Информация © 2015-2018 Университет ИТМО
Разработка © 2015 Департамент информационных технологий